Номера






Главная » Всячина » История карт

История карт

 ♥

Толковый словарь В. И. Даля дает следующее определение картам: "склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур". Правда, совсем не обязательно, что-бы карты были изготовлены из бумаги. Существуют карты, сделанные из слоновой кости, кожи, металла. Спутники Христофора Колумба, высадившиеся на островах около Американского континента, сделали карты из пальмовых листьев. Карты, находящиеся в обиходе в настоящее время в Европе и Америке, имеют прямоугольную форму, но в Индии играют круглыми картами.

 

Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено. По картам гадают, ими играют в многочисленные карточные игры. С помощью карт раскладывают пасьянсы и показывают фокусы.

 

Наиболее полно и последовательно история карт изложена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Всего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сделавшемся известным Европе в 1678 г., говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. Игры, похожие на карты, были известны и древним восточным народам. По другой версии карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. В египетской колоде - колоде карт "Таро" - 78 листов, называемых арканами. 22 листа старших арканов и 56 листов - младших. Изображения на больших арканах выходят к 22 золотым таблицам, хранившимся в подземелье храма бога Тота в Египте.

В Европе карты появляются в эпоху крестовых походов на мусульманский Восток в XI-XIII веках. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку суеверные люди усмотрели тут вмешательство нечистой силы. В 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру в пределах Франции. Это первое документальное известие о распространении карт в Европе. В числе других ранних известий сохранилась запись итальянской хроники 1379 года: "Введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб". Сарацинами именовались тогда мусульмане Востока, арабы. Однако стоит упомянуть, что древнейшая карточная игра, известная в Европе, называется Тарок и играется картами Таро.


 Общепринятого типа карт в Европе XIII века не было. Посмотрим, как трансформировались буквально за несколько десятилетий четыре масти карт Таро, чтобы превратиться в современные. Зеленая масть - символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды, дающей жизнь, но и несущей катастрофы. В средневековых картах знак масти - жезл, посох, палка с зелеными листьями, которые при упрощении печати и применении шаблонов стали черными пиками. Желтая масть - символ интеллекта, созидания нового, лета, огня, юга, делового успеха. В графике старых карт это монета, солнце, золотой бубенчик или символ огня, зажженного факела - ромб, каре. Голубая масть - символ простоты и порядочности, бескорыстного служения. Это осень, восток, воздух. В картах средних веков знаком масти был желудь с голубым колечком (символ рыцарства у германцев) или скрещенные мечи, шпаги - отсюда крест, трефы. Красная масть, конечно, связана с красотой, радостью, удовольствиями. Но прежде всего это символ духовности и пассивного начала - земли, севера, зимы. На картах этой масти изображались кубки, чаши как атрибут причастия и брачного обряда, а также сердца - известный символ милосердия, иногда книги. Трансформировалась и колода, теперь в ней 52 карты, а не 78 листа. Карты по-прежнему используются преимущественно для гадания. Игры в карты преследуются. Вот символическое толкование 52 карт колоды. 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то, следовательно, и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то есть число дней в году без одного. В колоде осталось три фигурные карты - король (фараон), дама (сивилла), валет (всадник). Иногда в колоду добавляется еще одна карта, соответствующая шуту больших арканов - Джокер.


В XIV веке короли, дамы и валеты стали изображаться в виде легендарных героев древности. Так, например, король червей предстал в виде Карла Великого - короля франков. Древнееврейский царь Давид стал королем пик, Юлий Цезарь - королем бубен, а Александр Македонский - королем треф. При Генрихе II Валуа в начале XVII обратную сторону карт стали делать крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли делать на ней знаков. Двухголовые карты, то есть карты, в которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии уже в XVII веке, однако вошли в повседневный обиход только к середине XIX века.


Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1485 г.; их приписывают резцу известных граверов - Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонким и красивым рисунком, прекрасною гравировкою, отчетливою, хотя несколько бледною печатью. Величиною они 9 см в длину и 3,5 в ширину (китайские карты не превышают 3,5 дм в длину и 3,5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не достигла такого художественного исполнения, как в Италии. Там была изобретена своя национальная игра - ломбер, появившаяся в измененном виде во Франции и России, где при Екатерине II от игры в ломбер произошло и название столов для карточной игры. Испанцы пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники Колумба, устроив первое европейское поселение на острове Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых листьев. Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в середине XV в. появились в Германии и национальные масти.


 Против карточных игр постоянно издавались строгие законы, ремесло выделки карт во Франции было только терпимо, фабриканты их причислялись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 г. образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 г. В XVII в. законы против игроков были особенно строги. Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную "академию", объявлялись лишенными гражданских прав и изгонялись из города; карточные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавливалась еще пеня в 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апогея страсть к игре достигла во Франции при Людовике XVI.


Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. С неменьшей силой господствовала страсть к игре и в эпоху революции. Национальное собрание в 1791 г. безусловно запретило все азартные игры, установив строгие карательные меры не для игроков, а для содержателей игорных притонов и даже для жильцов, которые не донесут, что в доме открыта картежная игра. Карты вообще не были запрещены, но республиканское правительство поручило живописцу Давиду изменить типы карт, существовавшие во Франции с XV в. Короли были заменены гениями войны, торговли, мира и искусств, сидящими во фригийских колпаках. Дамы - четырьмя женскими фигурами, изображавшими свободу вероисповеданий, печати, брака и промыслов; вместо четырех валетов изображались аллегорические фигуры равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Впоследствии карточные фабриканты заменили королей философами и писателями, королев - добродетелями, валетов - известными республиканцами. Директория стала раздавать позволения на открытие игорных домов, а затем отдавать их на откуп.


 Игорных домов в Париже было до 50. С 1804 г. стали взимать 25 процентов в пользу бедных с суммы, приходившейся на долю откупщиков. Откупная система практиковалась и при реставрации, во время которой вернулись к дореволюционным типам карт. В 1828 г. принята была во французских картах система выделки фигур - в полкарты, так что голова приходится и вверху, и внизу. Игорные дома были закрыты во Франции в 1837 г. В период с 1819 по 1837 г. в игорных домах одного Парижа проиграно было, по свидетельству контроля, 137 миллионов франков, хотя при июльской монархии их было только 6, не считая Пале-Рояля, этого главного притона игроков. Последний французский откупщик Беназе перенес свою деятельность в Баден-Баден; потом игорные дома открывались в Спа, Висбадене, Гамбурге и др. курортах. Игорные дома служили для мелких германских князей крупным источником дохода. Установление Германской империи положило этому конец. С 1873 г. игорные дома запрещены во всей Европе, кроме Монако. В Англии, где первое запрещение картежной игры относится к 1463 г., игорные дома закрыты в 1853 г. В Англии чаще, чем где-либо, игральные карты служили политической сатире. В Соединенных Штатах Америки первая карточная фабрика открылась в 1800 году. Теперь там выделывают карты общепринятых французских мастей, но с фантастическими фигурами и головами, с портретами, видами городов, пейзажами.


В России игральные карты появились в XVII в., вероятно, через Малороссию, где казаки иногда коротали время в лагерях за картами. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях", т. е. бить их кнутом и рубить им руки и пальцы. Указом 1696 г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717 г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733 г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги (последнее - для "подлых людей"). В конце царствования Елизаветы Петровны (1761) установилось различие между запрещенными азартными и дозволенными коммерческими играми, а Петр III заменил батоги и тюрьму денежным штрафом; последнему подвергались только такие игроки, которые играли в большие деньги или в долг. Вообще при исследовании о запрещенных играх поведено было "поступать с осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств". Уставом благочиния 1782 г. запрещено было устройство игорных домов. А за участие в азартных играх установлены были взыскания, довольно, впрочем, умеренные. Страсть к игре, которая не могла быть уничтожена строгими мерами, принимавшимися при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, достигла еще большего развития при Екатерине II, тем более, что самые близкие к императрице лица играли на громадные суммы в банк, а ее фаворит Зорич открыл даже в пожалованном ему местечке Шклове род картежной академии, куда съезжались все знатные игроки того времени. Императоры Александр I в 1801 г. и Николай I в 1832 г. обращали внимание властей на необходимость бороться с "пагубной страстью к запрещенной игре". В настоящее время объявление какой-нибудь игры азартной - и следовательно, запрещенной - зависит от министра внутренних дел. К началу XX века были придуманы почти все известные в настоящее время карточные игры. Разработано множество гаданий и пасьянсов. Многочисленные карточные фокусы показывались в семейном кругу и на эстрадных подмостках. Наступило время систематизировать знания о картах. Однако в России разразилась революция. Советская власть не поощряла пропаганду карт.


 

20.02.2016

"Метаморфоза" - новый трюк в программе!

читать полностью


РЕКОМЕНДУЮ
ИНФОРМАЦИЯ
ПОДАРОК
Наверх